Статьи

04.02.2015

Зачем нужен внешний тренер?

Зачем нужен внешний тренер?

На сегодняшний день профессия бизнес-тренера, как инструмента :) кадровой политики уже прочно утвердилась и в сознании россиян, и в реалиях бизнес-процессов.

И действительно, руководители компаний, проводящих систематическое обучение в формате тренингов, уже по опыту знают, что это:

-  Во-первых, экономически выгодно. Если говорить о непосредственной, основной цели обучения персонала – формировании навыков, то статистика красноречиво говорит сама за себя. Если рассматривать один из самых востребованных видов тренингов – тренинг продаж, то при хорошей работе профессионального тренера (грамотная предтренинговая диагностика, индивидуально «под заказчика» составленная программа,…) –  отмечается рост продаж в среднем на 30%. Экономическая выгода работы бизнес-тренера для предприятия  очевидна.

-Во-вторых, имеет место  «побочный эффект» в виде повышения мотивации персонала. Продавцы-консультанты, сотрудники офисов, бухгалтера, менеджеры – все сотрудники, обучаясь на тренингах, получают возможность по-новому увидеть себя и свою работу, чувствуют большую вовлеченность, начинают работать с большим интересом.

Кроме того, сотрудники, которые регулярно повышают квалификацию, понимают, что она работают в современной компании, «шагающей в ногу со временем». И это тоже повышает приверженность компании.

Поэтому, для всех нас, с каждым днем все очевиднее становится необходимость обучения персонала, причем обучения на регулярной основе и один из наиболее эффективных видов  – это обучение в форме тренинга.

Но, вызывает удивление, а порой и недоумение то, что все большее количество предприятий и организаций, имея в штате внутреннего тренера, обращается к услугам внешнего тренера. В чем же заключается этот феномен, есть ли необходимость во внешнем тренера, если наличествует штатная единица внутреннего тренера?

Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому предлагаю простое сравнение «плюсов» и «минусов» и того и другого явления! Итак,

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

Внутренний тренер

Внешний тренер

 

Критерий

+

-

+

-

Особенности коммуникации

Знаком и хорошо знает   всех сотруд-ников.

Иногда конформен, то есть, стремясь сохранить хорошие взаимоотношения может «уступать» там, где необходима твердая позиция.

Достаточно независим. При необходимости может дать психологического «волшебного пенделя» участникам тренинга), чего не может себе позволить корпоративный тренер.

В своем отечестве пророка нет, а большое видится на расстоянии! Соответственно, внешний тренер имеет больший «вес», авторитет для участников и это способ-ствует качеству тренинга.

Однократный тренинг дает навык, но для его закрепления обязательно последующее сопровож-дение; чтобы кто-то обеспечивал контроль применения  навыка.

 

Производственная эффективность

Знает в деталях особенности продукта (услуги) и  специфику работы данной конкретной Компании

В любой мо-мент досту-пен, всегда «под рукой»)).

В связи с «текучкой» у него меньше времени на повышение квалификации; меньше времени на чтение книг, посещение тренингов и семинаров. Также этому причиной и ограниченный бюджет внутреннего тренера.

Со временем его репертуар сужается, становится меньше идей, альтернатив-ных проектов, эффект «заезженной пластинки», снижается мотивация и со временем может наступить синдром выгорания.

Профессиональный тренер всегда (!!!) уделяет много времени и внимания предтренинговой подготовке (знакомство и уточнение запроса с работодателем-заказчиком для понимания желаемого результата «на выходе»; знакомство с участниками, при необходимости предварительное тестирование или встреча с участниками).

Кроме того, любой здравомыслящий тренер заинтересован в долгосрочном партнерстве и при необходимости отвечает на вопросы, консультирует, поддерживает отношения с Клиентами.

Может не знать каких-то частных деталей-ситуаций, внутренних процессов Компании-заказчика.

Экономическая   эффективность

«Стоит» предприятию намного дешевле, чем внешний тренер. На первый взгляд, очень экономически выгоден.

По всем вышеперечисленным причинам реальная себестоимость (эффектив-ность) его тренингов со временем может снижаться.

Не требует обеспечения рабочего места, оргтехники, начисления отпускных, расчета больничных, и т.д...

Помимо предтренинговой работы и самого  проведения тренинга, уважающий себя бизнес-тренер предоставляет отчет и, по возможности, рекомендации по дальнешему закреплению-внедрению навыка. Таким образом, простой арифметический подсчет показывает, что стоимость тренинга складывается не только и не столько из количества часов проведенного тренинга. Большой пласт работы остается «за кадром».  Слагаемые это – «ДО», «САМ ТРЕНИНГ» и «ПОСЛЕ».

«Стоит» предприятияю дорого)







 

Этот список можно еще долго и детально продолжать, но все равно и в том, и в другом случае  будут свои плюсы и минусы.

Таким образом, нельзя сказать, что лучше: внутренний тренер или лучше внешний. И тот и другой имеет свои преимущества и свои ограничения в работе. Самый лучший вариант, конечно «и того, и другого, и побольше»)))  Для обучения линейного персонала, там, где есть большие объемы обучения и необходимо посттренинговое сопровождение – самый правильный выбор -  внутренний тренер. Для эксклюзивных, редких тренингов, либо для обучения руководителей -  просто незаменим тренер-фрилансер.  Либо другой вариант:  внешний в связке с внутренним. Внешний тренер формирует навык, а внутренний методично регулярно закрепляет и контролирует применение новых навыков.

Справедливости ради должна сказать, что практически любой профессиональный бизнес-тренер (как внутренний, так и внешний) всегда обеспечивает «дополнительный бонус» - командообразующий эффект и  повышение мотивированности, лояльности и приверженности сотрудников Компании. Тут главное – не внешний или внутренний, а в том насколько тренер профессионален и компетентен. Но это уже большая тема отдельной статьи.

Таким образом, говоря словами известной песни: «Думайте сами, решайте сами…».   Возможно, Вы имеете свой взгляд на эту ситуацию, отличный от мнения автора.

В любом случае, искренне желаю процветания Вам и Вашему бизнесу!

Бизнес-тренер, психолог,

Победитель конкурса «Бизнес-тренер-Уфа-2012»

в номинации «Просто о сложном»,

Айгуль Валеева

 

Возврат к списку